Нижегородская организация Союза художников России (НОСХ) за 70 лет своего существования стала одним из самых крупных и творчески активных объединений страны. Она внесла заметный вклад в общенациональную культуру. Особенно важны роль и значимость НОСХ в общественной жизни Нижегородского края. Изобразительное искусство является наиболее контактным видом художественной деятельности, воздействующим на все уровни социума, и потому во многом формирующим массовое эстетическое сознание.

В своей повседневной жизни нижегородцы постоянно видят произведения монументального искусства. Пространственная среда Нижнего Новгорода и городов области насыщена монументами и памятниками, созданными нижегородскими художниками: К.Минину (Балахна), Н.Добролюбову, Александру Невскому (Городец), В.Чкалову (Чкаловск), матросам Волжской военной флотилии, воинам-афганцам, пожарным, памятный знак "Георгий Победоносец" в Кремле, бюсты А.Пушкина, К.Минина, маршала К.Рокоссовского, композитора М.Балакирева. В разные годы работали скульпторы: А.Колобов, А.Кикин, П.Гусев, Т.Холуева, В.Бебенин, И.Лукин, В.Пурихов, но время не властно над их творениями, вырастают поколения, воспитанные на образах, несущих высокую миссию исторической памяти.

Столь же неотъемлемой частью нашего города стало художественное оформление зданий и сооружений: мозаики Московского вокзала, керамические рельефы станции метро "Заречная" и керамические панно банка "Гарантия", пластика из металла фасадов театра "Комедия" и Театра кукол, ансамбли их интерьеров. В последние годы активно развивается духовно-религиозное искусство. Убранство воссоздаваемых храмов выполняется всеми художественными средствами, в том числе настенной и иконной живописью, резьбой по дереву, ковкой по металлу. Знаковыми изображениями стали керамические иконы Архангельского собора В. и Т.Гришиных, надвратная икона В.Тырданова на Дмитриевской башне Кремля, посвященная основателю Нижнего Новгорода князю Юрию Всеволодовичу, икона-картина С.Малиновского "Нижегородский подвиг. 1611 год" в Главном ярмарочном доме.
Мировое признание получили мастера уникальных нижегородских промыслов - городецкой и хохломской росписи, которые равноправно входят в коллектив Нижегородского Союза художников и отмечены наградами и званиями.

Одним из самых действенных средств эстетического воспитания общества является педагогическая деятельность, которая стала частью биографии большинства членов НОСХ. С самых первых лет существования организации художники выполняют поистине государственную функцию по поднятию культурного уровня народа, преподавая в студиях и кружках Дворцов и Домов культуры, центрах самодеятельного искусства, в общеобразовательных и художественных школах, в высших и специальных учебных заведениях.

Однако основной задачей Союза художников со дня основания стало совершенствование профессионального мастерства. Важнейшей формой активизации творчества художников является вы ставочная деятельность НОСХ. Традиционными стали областные выставки "Осенние вернисаж" "Рождественские дни", "Ветераны в строю", посвященные большим событиям в жизни страны и нашего города. На них художники экспонируют произведения самого широкого тематического диапазона: от масштабных холстов обобщенно-гражданственного содержания до тонких лирических о кровений в создании образа природы или показа внутреннего мира человека в его портретном изображении. Эти ежегодные выставки-отчеты дают представление о современном состоянии нижегородского изобразительного искусства, они же имеют общественную значимость как непременна компонента общегородских акций и программ.

Все большее значение приобретают персональные художественные выставки. Редкие в предыдущие десятилетия, посвященные только круглым датам, ныне они стали необходимой часты "творческого паспорта" художника, поскольку показывают динамику его существования в искусстве, рост мастерства, дают представление о его индивидуальной манере и, в конечном итоге, его месте в профессиональной среде.

В практике художественной жизни все большее место занимают зональные выставки "Боль шая Волга", существующие с 1964 года как действенный фактор регулирования изобразительного искусства Поволжья. Трижды (1974, 1998, 2003 гг.) "Большая Волга" проходила в Нижнем Новгороде. Особенно важны две последние выставки. Только такая мощная и авторитетная организация как Нижегородский Союз художников смогла в трудное для искусства время взять на себя нелегкую ношу по ее проведению. Но и отдача была огромной. Нижегородцы увидели общую художественную панораму большого региона России и были представлены большим числом произведений.

Также нижегородцы являются непременными участниками самых престижных республиканских, всесоюзных и всероссийских выставок.

В своем становлении и творческом развитии Нижегородская организация прошла тот же сложный путь, что и все искусство России периодов социализма, перестройки, посткоммунистического общества, отмеченный достижениями и драмами, успехами и трагическими ошибками. Его объективную оценку даст будущее. Однако и сейчас в деятельности НОСХ можно отметить значительные вехи и добротные свершения.

История Союза художников началась с Постановления ЦК ВКП(б) 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций". Постановление подводило итог ликвидации группировок и открывало новый этап развития искусства в единой творческой организации с едиными идеологическими установками, обозначенными в жесткой схеме "социалистического реализма". Художники во все времена работали в рамках нормативного заказа, однако живое искусство всегда пробивало оболочку догм и предписаний. Исчез социализм и его идейные носители, а такая форма творческого содружества, как Союз художников оказалась жизнеспособной и по сей день, чему свидетельством успешная деятельность НОСХ.

Нижегородская организация Союза художников была создана 3 мая 1933 года и стала одной из первых в стране. На ее учредительном собрании присутствовали художники разных возрастов и творческих пристрастий: Е. Весницкий, Н. Евлампиев, С. Закржевская, Ф. Кириллов, Б. Кротиков, И.Мясников, Н.Павинский, А.Самсонов, С.Суслов, Л.Хныгин, А.Ястржемский.

Объединял их высокий профессионализм, полученный в лучших художественных учебных заведениях России, и регулярное участие в выставках. Основной задачей было постановлено, как сказано в протоколе собрания: "Вовлечение всех художников города и области в организацию систематических художественных выставок". Первым председателем Правления был избран Виктор Михайлович Соколов. Выпускник Нижегородского художественного техникума и Ленинградского ВХУТЕИНа, ученик В.Ликина, А.Куприна, З.Кругликовой, В.Конашевича, он стал в предвоенные годы лидером организационно-художественных процессов в г. Горьком. По его инициативе и при его непосредственном участии в 1934 году открылась первая художественная школа (школа гороно) и возобновилось Горьковское художественное училище (1935 год). Он способствовал активизации работы кооперативного товарищества "Художник" (прообраз Художественного фонда), созданного в 1931 году и призванного обеспечивать заработок художников, финансировать выставки, творческие поездки. Особенно стала заметна роль "Художника", когда его возглавил в 1935 году молодой сормовский художник А.М. Каманин, в дальнейшем известный мастер традиционного реалистического пейзажа. Его последователями стали М.Каманин, Н.Мочалин, Н.Каштанов, В.Ганьшин, Б.Синалеев, самодеятельные художники. Последних Александр Михайлович консультировал, опекал всю свою жизнь.

В 1934 году в клубе имени Дзержинского состоялась первая выставка Союза. Ее материал от-, смотрели и одобрили ведущие московские художники С.Герасимов и В.Фаворский. В 1935 году состоялась первая областная художественная выставка, на которой были показаны 254 работы, в основном связанные с командировками художников на великие стройки, в цеха строящихся заводов, в колхозы области. Так рождалась практика государственного заказа,, державшаяся многие десятилетия и давшая великолепные образцы художественного документа эпохи, достаточно вспомнить великолепную галерею портретов ветеранов Великой Отечественной войны. Назрела пора возрождения этой замечательной традиции. Государство снова должно быть заинтересовано и в проведении смотров-конкурсов как действенной соревновательной формы участия художников в создании общественнозначимых произведений искусства. Выставки-конкурсы были посвящены нашим выдающимся землякам А.М. Горькому (1937 год) и В.П. Чкалову (1941 год). Возглавлял жюри 1937 года известный московский художник Б.Иогансон. Лучшим портретом А.М. Горького стала работа Л.А. Хныгина. Лазарь Алексеевич Хныгин, выпускник Академии художеств, тонкий живописец со своим неповторимым художественным почерком, был непререкаемым авторитетом среди художников. Его суждения и оценки становились для них заповедями на всю жизнь. Он одним из первых обозначил роль цвета в решении единства композиции. Последователи в разных манерах использовали заветы и наследие Л.А. Хныгина. О. Бордей, А. Никифоров, И. Ашкенази, В. Холуев уделяли большое внимание звучности и согласованности декоративного цвета; Ю. Приданов, Ю. Белосель-ский, Ю.Кузьмин добиваются тональной гармонии холста; Е.Юсов, В.Тырданов - выразительности цветовой пластики.

В годы Великой Отечественной войны художники занимались агитационной деятельностью как в тылу, так и на фронте - рисовали плакаты, стенды, оформляли газеты и листовки. В 1943 году за считанные месяцы из временного материала был выполнен скульптором А.Колобовым памятник К.Минину, долгие годы бывший идейно-художественной доминантой главной площади города Горького. Основной состав художников ушел на войну. "Выбыл в РККА" - значилось в списках Союза художников почти против каждой фамилии, начиная с 1939 года.

Во второй половине сороковых годов Союз пережил прилив новых сил и испытал творческий созидательный подъем, который охватил общество в целом. Фронтовики вернулись с войны с той неукротимой жаждой творчества, которую потом,.они пронесут через всю жизнь. Тема войны, геройских подвигов и народной памяти на долгие годы станет главной в творчестве наших ведущих художников: В.Жемерикина, М.Холуева, В.Летянина, В.Любимова, В.Данилюка, С.Тумакова, И.Кор-нева, В.Малиновского, А.Балыкина, А.Варламова, Д.Храмова, Г.Гришина.

В 1960-1970 годы в Горьковском Союзе художников началось значительное оживление, связанное с приездом в наш город выпускников высших учебных заведений из Ленинграда, Москвы, Таллина, Харькова: Д.Арсенина, К.Шихова, В.Калинина, Н.Величко, М.Касьяновой, семьи Холуевых и с выпускниками ГХУ: Д.Макаровым, Е.Рудовым, В.Смолиным, А.Русиным. Со многими из них связаны первые большие монументальные работы: сграфитто, мозаики, росписи, инкрустации по дереву. Период "оттепели" расширил сферу возможностей художников, изменил стилистику реалистического видения, определил смелость поиска новых средств художественного высказывания. Именно тогда стал развиваться стиль лирико-импрессионистического реализма, столь ценимый ныне во всем мире. Живописные пейзажи М..Уткина, А.Лобковского, С.Тумакова, Ю.Либерова, А.Маврычева, Н.Знаменского, В.Смолина возвращали искусству право на выражение сокровенного, сугубо индивидуального ощущения мира.

В советское время главными, наиболее чтимыми были картины, исполненные гражданского пафоса, в первую очередь посвященные революции и рабочему классу, ее вождям. Было выполнено немало "идеологически правильных" времянок. Но также создавались художественно полноценные, наделенные правдой изображаемого исторического времени живописные полотна, такие как "Солдаты революции" В.Холуева, "Ленин с детворой" А.Варламова. Великую силу людей-созидателей, строителей, металлургов, колхозников отразил в своих картинах В. Жемерикин.

Графика, в отличие от живописи, более камерный вид искусства, особенно книжная иллюстрация. Ее высокий уровень в нижегородской среде на долгие годы определила С.М. Закржевская, ученица А. Куприна и В. Фаворского. Гравюры В. Авериной, М. Виденского, С. Суслова, гуаши Г.Скотиной, акварели Д.Арсенина, миниатюры Г.Надеждина вместе с текстом делают книгу единым художественным организмом, имеющим непреходящую художественную ценность. Гравюра как вид искусства требует добротной школы, изучения традиций, техник, долгого навыка, мастерства. Потому так ценятся коллекционерами работы И.Н. Савиных, Л.Карнацевича, А.Бутусова Н.Мидова, А.Девяткина, Т.Быковой.

С начала 70-х годов из тиши вспомогательного существования вышла на экспозиционные площади акварель в широком регистре своих возможностей: от широкоформатных, натурных, удивляющих точностью деталей листов Н. Величко до поэтических пейзажей В. Калинина, И. Малышева цветных исповедей В. Рекина.

Нижегородская земля издавна славится своими умельцами. Поэтому все виды резьбы и росписи по дереву, ручного ткачества, росписи по тканям, обработки керамики и металлов непременно представлены на художественных выставках и в общественных сооружениях. Имена В. Логвина, З.Бебришвили, Г.Курицына, В.Потапина, Е.Марченко, В. и Н.Яновых, Г.Груздевой далеко не исчерпывают список талантливых мастеров декоративно-прикладного искусства.

Творческая профессия искусствоведа самым тесным образом связана с деятельностью художника. Искусствоведы призваны описывать, документировать, оценивать художественный процесс. Без этой важной интеллектуальной силы не было бы истории Союза, поскольку в своих изысканиях, книгах, каталогах, статьях и выступлениях искусствоведы и историки прослеживают, доносят до зрителя сущность искусства во всех его проявлениях. В своей многообразной деятельности А.Илев-ский, М.Званцев, В.Батуро, В.Филиппов, П.Балыкин, Т.Емельянова, Л.Помыткина стремились утвердить те позитивные качественные позиции, которые выработало нижегородское изобразительное искусство.

Современная художественная жизнь выдвигает своих лидеров и новые имена. Направление художественного творчества идет в утверждении индивидуальных качеств и поиска стилевого многообразия. Пройдут года, искусство сегодняшнего дня также станет историей и войдет страницей в общий обзор нижегородского искусства.

Данная статья не претендует на всеохватность. Она скорее является данью уважения тем, кто формировал Нижегородский Союз художников, кто сохранил его творческий потенциал в прошедшие десятилетия.

Л.И. Помыткина